Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»

Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»

Воскресенье, 3 ноября, 2024 года

У этого проекта была очень яркая, бурная, эксцентричная жизнь, которая находила отражение в аналогичном звучании. «Чугунный скороход», возникнув в Санкт-Петербурге в середине 1990-х, восприняли рейв буквально и записывали самую смешную и веселую музыку для русских рейвов. Группа прожила свою жизнь под придуманным и очень точным лозунгом «Буду клубиться, буду рейвиться!» и оставалась верной себе до самого конца. В этом году на лейбле Сергея Пименова Soviett Pimenov в двух частях вышла антология неизданных треков «Чугунного скорохода»: «Lost & Found (Песни затерянного континента Му-Му)». По просьбе Звук Медиа бессменный идеолог и участник «Чугунного скорохода» Антон Дмитриенко (широко известный под диджейским псевдонимом Anton Neumark) рассказывает историю коллектива.

Начало

До 8-го класса я учился в обычной районной школе, и у меня был друг (он и сейчас есть) Артем Манукян — сейчас большой специалист в стрит-дэнсе. Его команда некоторое время назад выиграла мировой чемпионат в Лас-Вегасе по танцам. А тогда нам было по 13−14 лет, и мы решили записывать рэп. Придумали группу и назвали ее «Академия 2» (или А2). Из достижений мы заняли второе место на московском фестивале, который устраивала группа Bad Balance. Потом группа наша распалась, но мы с Артемом договорились, что я помогу ему записать альбом. Артем нашел аранжировщика, им оказался Юра Усачев. Он писал аранжировки, а я писал тексты для Артема — так мы познакомились с Юрой. Нам тогда было лет по 20, а Юра был помоложе, он только вернулся из Израиля — уезжал в эмиграцию, но очень быстро вернулся. Уже тогда он был очень талантливый музыкант и классный саунд-продюсер — умел драм-машину программировать, в Cubase понимал, играл на клавишных и на гитаре — разносторонний молодой музыкант был.

Антон Ньюмарк с Юрием Усачевым

Артем тогда еще открыл детскую секцию по танцам, и оказалось, что одна из учениц умеет и песни петь, и голос есть, и стихи пишет еще. Звали ее Ева. Потом через Артема Юра познакомился с ней. И мы с ним тоже, причем сразу договорились, что будем делать группу электронную и эпатажную: очень мне тогда хотелось сделать группу, которая была бы эпатажнее некуда. У меня была куча идей — я постоянно писал тексты, мог петь или кричать, а Юра умел аранжировать. Было интересно все это сделать вместе. Плюс один мой знакомый, имевший связи в шоу-бизнесе, сказал, что если мы запишем альбом, то он его продаст на фирму звукозаписи за 2 тысячи долларов. Ну раз такое дело, мы сели писать альбом.

Юрий Усачев
Первое знакомство с электронной музыкой

С электронной музыкой я соприкоснулся следующим образом. Сначала, на излете совка, мы с Артемом записывали рэп. Нами даже заинтересовался театр Михаила Боярского «Бенефис», у которого была студия. Они собрались нас продюсировать, но не срослось, хотя два или три трека мы все-таки записали. Потом я улетел в Америку на три месяца — улетал еще из Советского Союза. Голову мне та поездка мощно вынесла — это был совершенно другой мир, все равно что на другую планету попасть. У меня в Америке был друг, который как раз интересовался электронной музыкой, а у него были свои друзья с собственным проектом, довольно известным, Machines Of Loving Grace. Я у них в студии записал песню или две. Там я узнал, что такое электронная музыка, от которой я тогда был далек, что такое нью-бит, индастриал и техно. Меня это тогда сильно поразило. Включаешь MTV, а там тоже электроника — KLF, C + C Music Factory и так далее. В студии увидел, что такое семплер, компьютер, жесткий диск на какие-то фантастические 30 мегабайт!

В Америке я пробыл три месяца — уехал до ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР — прим. ред.), приехал после — уже в другую страну. Попал я туда по студенческому обмену по языковой программе. Я в Америке впервые познакомился с либертарианством. Одним словом, в Россию я вернулся с большим багажом самых разных знаний. Записал альбом хип-хопа, еще один альбом в жанрах полурок, полупоп, полухип-хоп. Но это все были неудачные проекты, вымученные. И тогда мне уже хотелось сделать что-то совершенно свое. Причем под влиянием книги «Источник» Айн Рэнд. Что-то честное, без оглядки на продюсеров, на лейблы — как чувствуешь, так и пишешь.

Когда мы стали работать как «Чугунный скороход», то все было просто: был компьютер с дешевой карточкой, у Юры были клавиши цифровые, драм-машина Boss. Писали сначала на моем компьютере — он был помощнее, а потом я свой комп отвез к нему. Затем купили аналоговый синтезатор Juno 106 — второй альбом мы уже писали с большим количеством аналоговых инструментов — нам нравилось аналоговое звучание. А сводили первый альбом в студии Сергея Жицкова по кличке Пельмень, в Питере. Известный звукорежиссер. Он нам помог с аналоговыми пультами, компрессорами — и мы так записали второй альбом.

Обложка альбома «Отростки радости» группы «Чугунный скороход» (1996)
Появление «Чугунного скорохода»

Название «Чугунный скороход» придумала моя жена, Юре оно очень понравилось. У нас много было вариантов названия — они все на обложке первого альбома зафиксированы. Скорее всего, я Юру подбил на то, чтобы сделать такую группу. Бизнес у меня тогда был совсем маленький, а я был еще очень молодой. Возможно, что Юра тогда был еще более молодым и ему мой бизнес казался каким-то нереальным. А бизнес этот был на уровне двух-трех строительных бригад — полная ерунда по нынешним меркам. Это был способ заработка на жизнь. У меня уже тогда были семья, ребенок — нужно было как-то кормить.

Не могу сказать, что у меня имелась какая-то бизнесовая жилка, — то, что получилось нас продвинуть на лейбл, так это потому, что у меня был хороший друг. Я думаю то, что мы тогда делали, сегодня делают все музыканты, которые хотят, чтобы их музыку услышало побольше людей.

Первое выступление

В конце 80-х на весь Ленинград была, наверное, пара человек диджеев — Майкл-старший и Майкл-младший. Потом к ним добавился Андрей Репников, который диджеил в ДК Ленсовета. Майкл-младший вел дискотеки в ЛДМ, мы были знакомы, и потом уже перешел играть в «Планетарий», и мы туда приходили. Мы просто пришли с улицы и договорились о выступлении, легко устроили наш концерт.

Выступали мы в желтых строительных костюмах. Это была моя идея. Я взял с работы комбинезоны, болгарку, очки, перчатки. Болгаркой мы пилили трубу какую-то, чтобы искры во все стороны летели, плюс еще жгли факелы прямо в клубе. Сколько заплатили, я не помню — помню, что деньги были небольшие, да и не это тогда было главным.

Первые альбомы и продвижение

Над первым альбомом мы работали довольно долго, писали его несколько месяцев — 4−5. Я писал тексты, у меня это легко получалось, а аранжировки уже прописывал Юра, как правило. Я приходил, например, и говорил: «Алла Пугачева — мертва» — и давай наложим смех из пугачевской «Арлекино», потом дикий выкрик, и начинается «колбаса». Вот вся идея — давай делать? Давай!

Отношение с лейблами тогда было простым — подписываешь контракт, тебе платят за альбом какие-то деньги, потом даже роялти могли капнуть. От лейбла «ЗеКо», на котором вышел наш дебютник, мы особо конкретной информации не получали — до нас доходило, что альбом вроде бы нормально идет, ну идет и идет.

Следующий альбом мы уже продали на лейбл «Союз» — очень крупный тогда. Опять-таки переговоры вел мой приятель — он и засунул наш альбом к ним. Мы получили сумму уже гораздо большую — несколько тысяч долларов.

Когда мы записали наш второй альбом, то решили заниматься пиаром — я сел на телефон и стал обзванивать радиостанции. Откликнулась «Максимум» — приезжайте и привозите. Михаилу Козыреву понравилось наше «Диско-диско», и он поставил ее в эфир. Так что радио и Козырев сыграли большую роль в нашей популярности. И потом выступили на Maxidance. Причем на первом Maxidance выступал я, а Юра уехал во Владивосток, потому что у нас на эту дату уже было намечено выступление.

Любовь к джанглу

Во втором альбоме у нас уже зазвучал джангл — и музыка была модная, и нам очень нравилась. Юра сразу понял, как ее писать, как ритмы программировать. Я как-то раз приезжаю к нему домой, а он мне говорит, смотри, если барабаны вот так записать в семплер и на другую ноту поставить, — вот, оказывается, как это делается. Давай такое писать?! Давай!

Никаких джангловых вечеринок тогда в Питере еще не было. Но зато у меня была кассета с джанглом — с треком, который мне очень понравился. Я слушал-слушал и решил, что надо сделать что-то похожее. Но получилось по-своему. Так мы записали «Буду клубиться, буду рейвиться» и решили на него снять клип.

На съемках было весело — тогда ведь дух свободы царил! Можно было организовать веселый карнавал, и тебе бы за это ничего не было. Съемки проходили прямо на Невском проспекте: ходили какие-то люди в купальных шапочках, в руках плакаты с надписями RAVE, «БУДУ КЛУБИТЬСЯ!», все размалеванные. Кто-то туалетную бумагу размотал и бегал перед камерой. Мы руководствовались простым принципом: быть честным и делать то, что тебе нравится, получать удовольствие от процесса, без оглядки ни на кого и ни на что.

Уход Юрия Усачева

Как-то выяснилось, что Юра параллельно работает над другим проектом, «Актив-позитив», и я это воспринял очень болезненно. Ведь у нас группа, значит, вместе надо, мы же банда! А тут оказывается, что мы никакая не банда, а у него какая-то другая группа. Я очень сильно тогда обиделся на него — слово за слово, и в итоге все распалось. Юра стал говорить, что ему интереснее другое, но это все было дело молодое, горячее. Мне кажется, что Юра хотел делать более коммерческие или масштабные проекты — двигаться в ту сторону. Вполне возможно, что ему не хотелось дальше торчать в андерграунде.

Появление Павла Завьялова

Я хотел дальше продолжать проект, что-то придумывал, писал, записывал. Но без Юры, без второго участника, который бы отвечал за музыку, мне было очень сложно. Я, наверное, год потратил на запись, ничего не получалось. Было несколько треков, каких-то наметок — и ничего не звучало. И тут мы пересеклись с Пашей Завьяловым, который сначала предложил мне все довести до ума как звукорежиссер и музыкант, сессионный музыкант. Как только мы с ним стали работать над треками, я ему уже предложил войти в группу, чтобы мы вместе дальше всем этим занимались.

До Юры я вообще не умел программировать никакой кубейс или лоджик, а потом пришлось учиться разбираться. Паша в проект принес новую струю — он же еще гитарист плюс опытный звукорежиссер. Мы писали уже материал в нормальной студии. Так что с точки зрения звучания все это росло и становилось профессиональнее.

Антон Ньюмарк с Павлом Завьяловым
«Шухер, милиция!»

Этот клип получился вопреки. Эту песню крутили по радио, и как-то раз после одного из наших концертов к нам подошла одна девушка и сказала: «Я веду танцевальную школу в доме культуры, у нас там танцуют дети — танцуем под вашу песню. Не могли бы вы подарить нам диск, чтобы у нас была хорошая копия, потому что мы танцуем под музыку, которую записали на радио». Мы подарили. Потом созвонились — не хотите приехать посмотреть, как ребята танцуют под вашу песню. Мы приехали — увидели и поняли, что выглядит это очень круто. Надо брать и снимать клип. Потом решили сделать настоящий профессиональный клип в лучших традициях музыкального телевидения — свет, дым, звук, камеры и все такое.

Стали готовиться к этому клипу — приехали с оператором поснимать технические кадры, чтобы проанализировать, как кто танцует, придумать драматургию, сценографию — что-то вроде «те, кто танцует очень круто, батлятся с теми, кто танцует не очень круто, но круче, потому что танцуют со страстью». Мы сделали технические съемки. Потом начали снимать профессионально — все отсняли, начали смотреть и поняли, что это какой-то ужас и фальшивка. Смотрю дома, сравниваю съемки — техническую и профессиональную — и понимаю, что вот этот коммерческий ролик — это полнейший провал. А вот то техническое — это радостное, честное, искреннее.

Подмонтировали на двух бытовых магнитофонах и отдали на профессиональный монтаж. А потом, как оказалось, мы попали в струю — и у Фэтбой Слима, у Бисти Бойз, кажется, тогда вышли похожие ролики, и потом еще чуть попозже возникла такая штука, как флешмоб.

Сергей Пименов
Сергей Пименов и Uplifto

В какой-то момент коллектив покинул Паша — сказал, что проект становится слишком коммерческим, и ушел делать собственный техно-проект, абсолютно некоммерческий. А я остался продолжать дальше. Тут я познакомился с Сергеем Пименовым и начал выпускаться на его лейбле Uplifto, который тогда был главным на танцевальной сцене страны. Пименов строил полноценную империю, бизнес-машину, которая занималась всем — от промоушена и организации фестивалей до выпуска пластинок и поиска артистов.

Деньги за альбомы, кстати, платились все те же — пара-тройка тысяч долларов. Сильно больше их не стало. Мы работали в очень узкой нише, где никогда не было больших денег. Это была не массовая музыка. Любопытно другое: нас все знали, но денег больше у нас не становилось. На жизнь хватало, но не более. Узнаваемость не конвертировалась в деньги, я так скажу. Поэтому приходилось крутиться — играть как «Чугунный скороход», выступать как диджей и еще запустить собственное букинг-агентство, через которое возил в страну иностранных диджеев.

Конец проекта

На лейбле радио «Рекорд» я выпустил последний альбом в 2008 году — и как-то все уже шло на спад. Я чувствовал, что от того «Чугунного скорохода», радостного, искреннего, бескорыстного, фактически уже ничего не осталось. Все больше приходилось думать о том, как вписаться в клубный мейнстрим. А когда начинаешь подстраиваться, начинает хуже получаться, и тебе уже это не так интересно, как раньше, и денег не приносит особых. Тогда в чем смысл?! Лучше все это завершить и начать заниматься чем-то другим. В итоге решил, что больше не буду этим заниматься.

У меня нет коментариев на сайте. Но если есть что сказать, пишите: 

Артефакты 90-х

ФЛАЕРА

Нежность

1996.08.09

Dimond Party

1996.07.26

Maximum Love

1997.03.08

Mayday Moscow

1998.05.01

Joker Party

1997.03.31

Unknown

1996.04.06

РАДИОШОУ

Funny House

DJ Fish

1994.xx.xx

Танцевальная академия

DJ Fonar

1994.xx.xx

Максимум клуб

DJ Vova

1994.xx.xx

Что еще можно почитать?

ЖЖ WAS HERE. Женя Жмакин. Был здесь.

Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»

DJ Spyder: «В 1992-м я не думал, что буду играть до пятидесяти»

Клуб «Титаник» — Интервью с Олегом Цодиковым и Дмитрием Фроловым

История «Дискоксида», первого российского диджейского магазина.

«Поехали!» История Gagarin Party

ПОРТФОЛИО
Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»
Музыка
Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»
Артефакты 90-х
Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»
автомобиль
Веселье, эпатажность, рейв: Антон Ньюмарк рассказывает историю «Чугунного скорохода»